Preview

Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия

Расширенный поиск

Исследование влияния магнитных воздействий на прочностные характеристики модифицированных эпоксидных композиционных материалов

https://doi.org/10.17073/1997-308X-2023-2-71-77

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Замена традиционных материалов композиционными представляет собой важный вектор развития авиационной и аэрокосмической отраслей промышленности. В работе рассмотрены вопросы применения магнитного поля вращающихся диполей с целью получения композиционных материалов на основе порошкового железа с высокими прочностными и структурными характеристиками. Исследованы физико-механические свойства модифицированных эпоксидных композиционных материалов. С помощью средств электронной микроскопии исследованы микроструктура, элементный состав и получена карта распределения компонентов в получаемых образцах. Экспериментальным путем выявлено, что при наложении магнитного поля вращающихся диполей прочность при сжатии композитов увеличивается на 16,6 % относительно образцов, полученных без применения этой технологии. Это вызвано тем, что данный метод позволяет удалять возникающую в процессе механосинтеза газовую пористость и раковины во внутренней структуре материала. Серия экспериментов с добавлением увеличенного массового соотношения Al-частиц показала, что магнитное поле вращающихся диполей способствует вытеснению излишков алюминия в виде поверхностного слоя. Таким образом, можно заключить, что применение магнитного поля вращающихся диполей является перспективным направлением в области создания композиционных материалов с улучшенными физико-механическими характеристиками. Получаемые эпоксидные композиты могут быть использованы в качестве конструкционных материалов в авиационной и космической отраслях, а также в качестве материалов адсорберов в радиотехнической аппаратуре и микроэлектронике.

Для цитирования:


Соснин М.Д., Шорсткий И.А. Исследование влияния магнитных воздействий на прочностные характеристики модифицированных эпоксидных композиционных материалов. Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. 2023;17(2):71-77. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2023-2-71-77

For citation:


Sosnin M.D., Shorstkii I.A. The influence of magnetic fields on the strength of modified epoxy resin composites. Powder Metallurgy аnd Functional Coatings. 2023;17(2):71-77. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2023-2-71-77

Введение

Объемы производства, масштабы потребления и области применения композиционных материалов (КМ) на основе порошковых наполнителей показывают ежегодную положительную динамику. Об этом свидетельствуют данные мирового рынка полимерных материалов. Так, за 2020 год объем мирового рынка полимерных КМ составил приблизительно 13 млн т [1].

Наряду с этим актуальность разработки полимерных композиционных материалов подтверждает дорожная карта «Технет», формирующая контуры развития передовых производственных технологий в Российской Федерации [2]. Согласно данной дорожной карте развитие и применение КМ с управляемой микроструктурой входят в одно из ключевых направлений развития передовых производственных технологий.

Для изготовления композиционных структур на основе порошковых наполнителей в качестве основной матрицы наибольшее распространение получили термопластичные полимеры и эпоксидные смолы [3]. Применение термопластичных полимеров позволяет получать КМ с широким спектром механических характеристик, благодаря которым варьируются свойства и области применения полимерных композиций [4; 5]. В то же время их сочетание не всегда позволяет получать композиты со стабильным уровнем физико-механических свойств.

Одним из путей устранения этого недостатка представляется комплекс мер с добавлением различных армирующих наполнителей, направленных на улучшение адгезионной связи КМ [6; 7] и его прочностных характеристик [8]. Структура получаемых дисперсий позволяет достичь усиления полимеров после наполнения, преимущественно за счет формирования структурированных слоев [9], агрегативно-кластерной структуры наполнителя [10] и кристаллов [11].

К примеру, авторы [12] рассмотрели возможность усиления прочности и стойкости эпоксикомпозитов путем их наполнения карбидом кремния и нитридом титана, что привело к существенному повышению микротвердости (в 1,5–2,0 раза) и увеличению предела прочности при сжатии (на 9 %).

В последнее время комплекс мер совершенствования физико-механических характеристик композиционных материалов расширился спектром электрофизических методов. Так, при создании КМ разработаны методы воздействия сильного статического магнитного поле [13; 14], импульсных магнитных колебаний [15] и наложения магнитного поля вращающихся диполей (МПВД) [16]. Последний представляет собой эффективный способ, обеспечивающий возможность управления структурой укладки порошковых частиц в КМ, и при этом не требует значительных энергетических затрат.

Целью работы являлось исследование влияния магнитного поля вращающихся диполей на прочностные и структурные характеристики композиционных материалов на основе порошкового железа и алюминия.

 

Методика исследований
Материалы

В качестве основной рабочей композиции использовали микрочастицы железа марки ПЖВ1.160.26 (ГОСТ 9849-86) и алюминиевую пудру марки ПАП-2 (ГОСТ 5494-95). В качестве матричного материала выбрана смесь диановой смолы ЭД-20 (ГОСТ 10587-84) и полиэтиленполиамина (ПЭПА) в соотношении 5:1.

 

Технология получения композитов

Подготовку к формированию конечных модифицированных эпоксидных композиционных образцов осуществляли в соответствии с блок-схемой (рис. 1) согласно запатентованной технологии. В качестве порошкового наполнителя были рассмотрены отдельно частицы порошкового железа и смесь порошкового железа и Al-частиц в массовом соотношении 7:3. Композицию на базе смолы ЭД-20 смешивали в пластиковом цилиндре с внутренним диаметром 20 мм в массовой пропорции 1:1 с порошковым наполнителем, состоящим из микрочастиц железа марки ПЖВ1.160.26 (70 мас. %) и алюминиевой пудры ПАП-2 (30 мас. %). Далее в композицию вводили 1/5 (от массы смолы) отвердителя ПЭПА. Полученные композиции подвергали термической обработке (t = 90 °C) в течение 1–2 мин (для удаления газовой пористости) и разливали в формы. Далее образцы извлекали из формы для дальнейшего исследования.

 

Рис. 1. Блок-схема получения модифицированных эпоксидных композиционных материалов
FAM – Fe–Al (МПВД); FM – Fe (МПВД); FA – Fe–Al (без МПВД); F – Fe (без МПВД)

 

В результате было получено 4 образца КМ, имею­щих одинаковые геометрические параметры – диаметр 20 мм, длину 20 мм. Два из них с компози­циями из микрочастиц Fe–Al (FAM) и Fe (FM) были получены с применением технологии магнитного поля вращающихся диполей (рис. 2) с величиной магнитной индукции 0,5–0,7 Тл [17; 18], а два других (FA и F) – без нее.

 

Рис. 2. Схема воздействия магнитного поля вращающихся диполей на материал

 

Анализ прочностных характеристик

В качестве испытательного оборудования использовался гидравлический пресс с автоматизированным управлением ИП-100М-авто, предназначенный для нагружения образцов статической нагрузкой при испытаниях на сжатие и изгиб.

Скорость нагружения была установлена на уровне 1 мм/мин. По результатам эксперимента строилась кривая «нагрузка – деформация при сжатии». По полученным данным определялось разрушающее напряжение при сжатии и рассчитывалась относительная деформация образцов. Для определения величины деформации во время процесса сжатия осуществлялась видеофиксация с высокой частотой кадров, позволившая получить точные значения.

Разрушающее напряжение при сжатии (σ, МПа) вычисляли по формуле

 

σ = F/A,

 

где F – максимальное значение прочности на сжатие, Н; A – площадь сечения исследуемого образца, мм2.

Относительную деформацию сжатия при разрушении определяли по уравнению

 

\[\varepsilon  = \frac{{\Delta h}}{{{h_0}}} \cdot 100\,\,\% ,\]

 

где ∆h – величина деформации, мм; h0 – исходная высота образца, мм.

В ходе испытаний визуально наблюдали за поведением образцов. По окончании экспериментов все образцы фотографировали для анализа характера разрушений.

Исследование микроструктуры, элементного состава и распределения компонентов в полученных образцах КМ осуществляли с помощью сканирующего электронного микроскопа EVO HD 15 («Carl Zeiss», Великобритания/Германия) в режиме низкого вакуума (EP, 70 Па) при ускоряющем напряжении 20–25 кВ.

 

Результаты и их обсуждение
Исследование прочностных характеристик

На основании полученных в ходе испытаний данных построены графики зависимости деформации от нагрузки (рис. 3). При сжатии КМ с порошковым наполнителем основная нагрузка приходится на матрицу, так что после ее разрушения величина нагрузки резко снижается. По диаграммам сжатия цилиндрических образцов, представленных на рис. 3, видно, что объемное деформирование композиционных материалов вызывает их размягчение, причем большее для образцов без применения МПВД.

 

Рис. 3. Кривые деформирования композиционных материалов, полученных по разным технологиям
FAM – Fe–Al (МПВД); FM – Fe (МПВД); FA – Fe–Al (без МПВД); F – Fe (без МПВД)

 

Полученное в результате исследования разрушающее напряжение при сжатии образцов представлено в таблице. Анализируя полученные результаты, стоит отметить, что наиболее прочным (57,5 МПа) оказался КМ на базе наполнителя из Fe–Al, подвергнутый МПВД.

 

Механические свойства при сжатии композиционных материалов различного типа

 
Тип композитаρ, г/см3Fmax , кНσ, МПаε, %
FAM (Fe–Al + МПВД)2,7918,0657,50,650
FM (Fe + МПВД)2,8616,3952,20,635
FA (Fe–Al без МПВД)2,7215,4849,30,650
F (Fe без МПВД)2,6415,2648,60,675
Эпоксидная смола1,2013,8044,00,800
 

 

Сравнительный анализ механических характеристик КМ, полученных с наложением МПВД и без него, показал, что образцы с МПВД выдерживают бóльшую нагрузку, что обусловлено более плотному, структурированному распределению частиц в эпоксидной матрице [19].

Сравнивая твердость образца (44 МПа), имеющего в своем составе только эпоксидную смолу, можно видеть, что у КМ с наполнителем из частиц Fe–Al, полученного с помощью технологии МПВД, этот показатель выше на 30 % (57,5 МПа). При сравнении образцов с наполнителем Fe–Al показатель твердости увеличился на 16,6 % при наложении МПВД.

Рядом авторов был отмечен армирующий эффект от введения дисперсных систем в полимерные матрицы [20]. Так, кремниевая микроразмерная добавка способствовала улучшению прочностных характеристик на 10–15 % [21]. При этом добавление наночастиц кремния позволило увеличить прочность на сжатие эпоксидных композитов на 30 % [22].

Визуальный анализ исследуемых КМ показал, что при сжатии они подвергались хрупкому разрушению (рис. 4). В образцах, полученных с помощью технологии МПВД, образовались трещины по наклонным плоскостям, а у образцов без воздействия МПВД – по продольным. Возможной причиной различия в характере разрушений является упаковка частиц в полимерной матрице, о чем также свидетельствует различие в плотности рассматриваемых композиционных материалов (см. таблицу).

 

Рис. 4. Фотографии образцов после испытания на сжатие
FAM – Fe–Al (МПВД); FM – Fe (МПВД); FA – Fe–Al (без МПВД); F – Fe (без МПВД)

 

Микроскопический анализ
и карты распределения компонентов
в образцах композиционных материалов

На рис. 5 представлен срез поверхности КМ, полученных с применением МПВД и без него. Видно, что основным отличием является наличие воздушных раковин в образце, изготовленном без воздействия МПВД.

 

Рис. 5. Структура поверхности композиционных материалов FAM (а) и FA (б)

 

Для анализа однородности распределения частиц в КМ были составлены карты распределения компонентов в структуре материала для образцов FA и FAM (рис. 6). Видно, что магнитное поле вращающихся диполей позволяет получить более равномерное их распределение, без образования агломератов частиц.

 

Рис. 6. Карты распределения Fe, Al и C в композиционных материалах FAM (а) и FA (б)

 

Заключение

В ходе работы проведено сравнительное экспериментальное исследование прочности при сжатии эпоксидных композиционных материалов цилиндрической формы на базе частиц Fe–Al и Fe. В результате установлено, что образец, полученный при помощи технологии МПВД и имеющий в своем составе частицы Al, оказался самым прочным. Его прочность на сжатие была на 14 % выше, чем у образца без применения МПВД. Это вызвано тем, что воздействие МПВД позволяет удалять возникающую в процессе механосинтеза газовую пористость и раковины во внутренней структуре материала за счет использования процесса, характеризующегося магнитным вакуумированием.

Получаемые эпоксидные КМ могут быть использованы в качестве конструкционных материалов в авиационной и космической отраслях промышленности, а также в качестве материалов адсорберов в радиотехнической аппаратуре и микроэлектронике.

 

Список литературы

1. Дориомедов М.С. Российский и мировой рынок полимерных композитов (обзор). Труды ВИАМ. 2020;6-7(89):29–37. https://doi.org/10.18577/2307-6046-2020-0-67-29-37

2. Национальная технологическая инициатива (НТИ). URL: http://fea.ru/compound/national-technology-initiative (дата обращения: 01.04.2022 г.).

3. Алентьев А.Ю., Яблокова М.Ю. Связующие для полимерных композиционных материалов. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 69 с.

4. Тимофеенко А.А., Тимошенко В.В. Влияние смесей термопластичных полимерных отходов на физикомеханические характеристики полимер-минеральных композиций. В сб.: Материалы V Республиканской научно­технической конференции молодых ученых «Новые функциональные материалы, современные технологии и методы исследования» (г. Гомель, 12–14 ноября 2018 г.). Гомель: Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого, НАН Беларуси, 2018. С. 30–31.

5. Кондратьев Д.Н., Журавский В.Г. Использование наноструктурных материалов для повышения надежности РЭА. Наноиндустрия. 2008;4:14–18.

6. Панин С.В., Корниенко Л.А., Алексенко В.О., Нгуен Дык Ань, Иванова Л.Р. Влияние углеродных нановолокон/нанотрубок на формирование физико-механических и триботехнических характеристик полимерных композитов на основе термопластичных матриц СВМПЭ и ПЭЭК. Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. 2017;60(9):45–51. https://doi.org/10.6060/tcct.2017609.7у

7. Ozolin A.V., Sokolov E.G., Golius D.A. Obtaining of tungsten nanopowders by high energy ball milling. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;862(2):022057. https://doi.org/10.1088/1757-899X/862/2/022057

8. Нелюб В.А. Количественная оценка адгезионного взаимодействия углеродного волокна и эпоксидного связующего. Известия вузов. Авиационная техника. 2016;(2):97–100.

9. Липатов Ю.С. Физико-химия наполненных полимеров. Киев: Наук. Думка, 1991. 256 с.

10. Старокадомский Д.Л. Некоторые особенности набухания фотополимерных композитов с различным содержанием высокодисперсного кремнезёма. Пластические массы. 2008;2:33–36.

11. Емелина О.Ю. Композиционные полимерные материалы, модифицированные дисперсными наполнителями, применяемые в строительстве и при ремонте техники. Вестник Казанского технологического университета. 2014;17(3):128–130.

12. Старокадомский Д.Л., Головань С.В., Сигарѐва Н.В., Ткаченко А.А., Мошковская Н.М., Кохтич Л.М., Гаращенко И.И. Возможности усиления прочности и стойкости эпокси-композитов путём наполнения карбидом кремния и нитридом титана. Science Rise. 2019;4:55–59. https://doi.org/10.15587/2313-8416.2019.164289

13. Milyutin V.A., Gervasyeva I.V. Thermally activated transformations in alloys with different type of magnetic ordering under high magnetic field. Journal of Magnetism and Magnetic Materials. 2019;492:165654. https://doi.org/10.1016/j.jmmm.2019.165654

14. Zuo X., Zhang L., Wang E. Influence of external static magnetic fields on properties of metallic functional materials. Crystals. 2017;7(12):374. https://doi.org/10.3390/cryst7120374

15. Zhao J., Yu J.H., Han K., Zhong H.G., Li R.X., Zhai Q.J. Effect of coil configuration design on Al solidified structure refinement. Metals. 2020;10(1):153. https://doi.org/10.3390/met10010153

16. Шорсткий И.А., Яковлев Н. Метод формирования материала-поглотителя электромагнитного излучения на основе магнитоуправляемых частиц Fe3O4 . Перспективные материалы. 2020;3:70–79.

17. Шорсткий И.А., Соснин М.Д. Способ плакирования порошкового магнитного материала: Патент 2760847 (РФ). 2021.

18. Shorstkii I. Dynamic arrays based on magnetically controlled particles: Synthesis and application. Materials Research. 2019;22(4):e20180317. http://doi.org/10.1590/1980-5373-mr-2018-0317

19. Deng S., Ye L., Friedrich K. Fracture behaviours of epoxy nanocomposites with nano-silica at low and elevated temperatures. Journal of Materials Science. 2007;42(8): 2766–2774. https://doi.org/10.1007/s10853-006-1420-x

20. Горбачева С.Н., Горбунова И.Ю., Кербер М.Л., Антонов С.В. Свойства композиционных полимерных материалов на основе эпоксидной смолы, модифицированных нитридом бора. Успехи в химии и химической технологии. 2017;31(11(192)):35–36.

21. Chow T.S. Size-dependent adhesion of nanoparticles on rough substrates. Journal of Physics: Condensed Matter. 2003;15(2):L83. http://doi.org/10.1088/0953-8984/15/2/111

22. Vaganova T.A. Synthesis and characterization of epoxyanhydride polymers modified by polyfluoroaromatic oligoimides. Journal of Polymer Research. 2014;21(11):588. http://doi.org/10.1007/s10965-014-0588-z


Об авторах

М. Д. Соснин
Кубанский государственный технологический университет
Россия

Максим Дмитриевич Соснин – аспирант кафедры технологического оборудования и систем жизнеобеспечения, КубГТУ.

350072, Краснодар, ул. Московская, 2



И. А. Шорсткий
Кубанский государственный технологический университет
Россия

Иван Александрович Шорсткий – кандидат технических наук, доцент кафедры технологического оборудования и систем жизнеобеспечения, КубГТУ.

350072, Краснодар, ул. Московская, 2



Рецензия

Для цитирования:


Соснин М.Д., Шорсткий И.А. Исследование влияния магнитных воздействий на прочностные характеристики модифицированных эпоксидных композиционных материалов. Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. 2023;17(2):71-77. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2023-2-71-77

For citation:


Sosnin M.D., Shorstkii I.A. The influence of magnetic fields on the strength of modified epoxy resin composites. Powder Metallurgy аnd Functional Coatings. 2023;17(2):71-77. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2023-2-71-77

Просмотров: 110


ISSN 1997-308X (Print)
ISSN 2412-8767 (Online)