Preview

Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия

Расширенный поиск

Формирование керамического покрытия на поверхности алюминиевого сплава ВАЛ10 при лазерном модифицировании в растворе полисиликатов

https://doi.org/10.17073/1997-308X-2024-2-53-60

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования физико-механических свойств поверхностного слоя алюминиевого сплава ВАЛ10 после лазерного импульсного воздействия на структуру материала, проводимого в ванне с водным раствором полисиликатов (ПС) различной концентрации. Покрытия формировались на образцах размером 10×10×3 мм. Лазерная обработка образцов алюминиевого сплава была произведена с использованием Nd:YAG-лазера. Показано, что качество формируемой поверхности и ее свойства могут меняться в зависимости от параметров лазерного воздействия, а также концентрации раствора полисиликатов и технологии процесса обработки в целом. Рассеяние излучения слоем раствора ПС приводит к существенному снижению шероховатости поверхности. Для образцов, обработанных на воздухе, размеры кратеров на поверхности составили более 400 мкм, а для образцов, обработанных в растворе ПС, они не превышали 100 мкм. Проведен сравнительный анализ влияния концентрации раствора на элементный состав. Исследованы фрикционные характеристики и измерена микротвердость модифицированной поверхности. Установлено, что в результате обработки протекают процессы упрочнения поверхности, связанные с заполнением углублений высокопрочными оксидами. Это позволило получить в поверхностном слое образцов смесь, содержащую карбид кремния и оксид алюминия. Проведены исследования износа модифицированной поверхности в трибосопряжении «шарик – образец». Для образцов, подвергнутых лазерному воздействию в растворе ПС, характерны повышение износостойкости (величина износа уменьшилась на 40 %) и снижение коэффициента трения на 30 %, также установлено увеличение микротвердости.

Для цитирования:


Калюжный Д.Г., Палабугин М.В., Бурнышев И.Н., Лыс В.Ф., Ладьянов В.И. Формирование керамического покрытия на поверхности алюминиевого сплава ВАЛ10 при лазерном модифицировании в растворе полисиликатов. Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. 2024;18(2):53-60. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2024-2-53-60

For citation:


Kalyuzhnyi D.G., Palabugin M.V., Burnyshev I.N., Lys V.F., Ladyanov V.I. Formation of ceramic coating on VAL10 aluminum alloy surface via laser modification in polysilicate solution. Powder Metallurgy аnd Functional Coatings (Izvestiya Vuzov. Poroshkovaya Metallurgiya i Funktsional'nye Pokrytiya). 2024;18(2):53-60. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2024-2-53-60

Введение

В современном машиностроении курс, взятый на уменьшение массы конечных изделий при неизменно высоком уровне эксплуатационных свойств (прочность, износостойкость и пр.), а также на достижение высокой степени автоматизации процесса, является одним из важнейших [1–3]. В данном контексте упрочнение поверхности алюминиевых сплавов, к достоинствам которых относятся низкая плотность и высокая удельная прочность, имеет большие перспективы [4–9]. В то же время низкие показатели твердости являются существенными недостатками этих материалов [10; 11]. Упрочнение поверхностного слоя позволяет повысить износостойкость детали в целом.

В настоящее время существуют различные методы упрочнения поверхности металлов и сплавов [12]. Наряду с использованием термических и химико-термических процессов, напыления и дробеструйной обработки применяются методы формирования свойств поверхности с помощью лазерного воздействия [13]. Современные лазерные установки характеризуются высокой скоростью обработки, локальностью, возможностью широкого регулирования параметров энергии и длительности воздействия в зоне обработки [14].

Технологии лазерной модификации поверхности алюминиевых сплавов, и в частности лазерное легирование, относятся к передовым в сфере повышения стойкости алюминиевых сплавов к коррозии, механическим воздействиям, а также адгезионному и абразивному изнашиванию [15]. На данный момент одним из перспективных методов по созданию защитных покрытий на сплавах алюминия является сплавление лазерным излучением легирующих порошков с подложкой [16]. В качестве легирующих компонентов используют как металлы (Ni, Cr и др.), так и неметаллы (B, Si). Предварительно в состав порошка вводят связующий элемент [17]. Получившуюся массу равномерно наносят на подложку, после чего поверхность обрабатывается лазером [18; 19]. Из-за разницы температур плавления элементов, входящих в состав обмазки и подложки из алюминиевого сплава, перечень компонентов, пригодных к внедрению в состав поверхности алюминиевого образца, сильно ограничен и должен быть сопоставим с температурой плавления алюминия [20]. Использование других составляющих зачастую ведет к существенному снижению качества создаваемого покрытия [21]. Разновидностью описанной технологии можно считать подачу легирующих элементов из жидкой фазы. В этом случае деталь помещается в технологический раствор, и лазерное излучение, образуя парогазовый канал в жидкости, доставляется по нему к поверхности детали.

В последнее время находят применение металлокерамические композитные материалы с матрицей на основе алюминия, упрочненной тугоплавкими керамическими частицами карбида кремния (SiC) [22]. Композиционные материалы с алюминиевой матрицей отличаются высокой удельной прочностью в сочетании с малой плотностью. Легирование частицами карбида кремния позволяет получить материал с низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью [23].

Цель данной работы заключалась в исследовании специфики изменения механических свойств керамических покрытий на подложке из алюминиевого сплава ВАЛ10, полученных при воздействии лазерного излучения в ванне с водным раствором полисиликата (ПС), а также в определении параметров обработки, при которых возможно повысить микротвердость поверхностного слоя и его стойкость к истиранию.

 

Методика исследований
и полученные результаты

Наиболее часто среди неметаллических легирующих компонентов для алюминиевых сплавов используется кремний. Легирование кремнием позволяет получать заэвтектическую структуру на поверхности доэвтектических сплавов с одновременным повышением твердости поверхности. В данной работе формирование покрытий осуществлялось на образцах алюминиевого сплава ВАЛ10, размеры которых составляли 10×10×3 мм. Для лазерной обработки их поверхности был использован твердотельный Nd:YAG-лазер с длиной волны излучения 1,06 мкм в составе установки лазерной сварки ЛИС-25 (ООО ЭИКТЛ «Лаген», Россия). Максимальная энергия в импульсе составляла 25 Дж, длительность импульса – 5 мс, частота следования импульсов – 3 Гц. Во время обработки образец помещался в ванну с водным раствором полисиликата (Na2O)n·(SiO2)m . Концентрация последнего была определена экспериментально и составила 10–15 %. Увеличение концентрации ПС привело к выделению газовых пузырей из среды, что существенно снижало эффективность доставки лазерного излучения к поверхности образца, и к сильному разбрызгиванию раствора ПС. С другой стороны, при меньшей его концентрации содержание кремния в покрытии заметно падало (рис. 1).

 

Рис. 1. Содержание кремния в покрытии
на глубине 3 нм в зависимости от концентрации раствора полисиликата

 

Толщина слоя жидкой среды над поверхностью обрабатываемого образца поддерживалась на уровне 1 мм. Были также изготовлены контрольные образцы, обработанные на воздухе и в дистиллированной воде. В результате рассеяния излучения слоем раствора ПС, находящимся над поверхностью образца, существенно снижалась величина неровностей на поверхности.

Так, для образцов, обработанных на воздухе, размер кратеров на поверхности составлял более 400 мкм, а в случае применения раствора ПС следы воздействия не превышали диаметра 100 мкм (рис. 2).

 

Рис. 2. Изображения поверхности образцов,
обработанных на воздухе (а) и в растворе ПС (б)

 

Созданный лазерной обработкой слой на поверхности металла позволяет повысить долговечность детали и ее работоспособность. Лазерная обработка алюминиевого сплава вызывает перераспределение химических элементов по глубине. Кратеры, образующиеся на поверхности, заполняются соединениями кремния и алюминия. Исследование химического состава образцов проводилось на оже-анализаторе JAMP-10 S (JEOL, Япония). По форме оже-линий был сделан вывод, что алюминий находится в окисленном состоянии, а углерод и кремний – в карбидном (рис. 3).

 

Рис. 3. Распределение элементов по глубине
поверхностного слоя при концентрациях раствора ПС 6 % (а) и 12 % (б)

 

Размер углублений на поверхности детали и их взаимное расположение обусловлены режимом обработки и концентрацией раствора ПС. Отсутствие перекрытия кратеров не позволяет заполнить всю площадь поверхности, что приводит к разрывам в керамическом слое. На необработанных участках остается выход на поверхность основного металла, а слой керамического покрытия получается неоднородным.

Одним из важных эксплуатационных параметров, определяющих качество поверхностного упрочненного слоя, является износостойкость. Испытания на фреттинг-изнашивание проводились на многофункциональной испытательной системе SRV Testsystem («Optimol Instruments», GmbH, Германия) при комнатной температуре по схеме диск–шарик без смазки. Материал шарика (контртела) – инструментальная сталь ШХ15 после упрочняющей термической обработки; амплитуда колебаний составляла 3 мм, частота – 2 Гц, нагрузка на образец – 10 Н, длительность испытаний – 10 мин. По полученным результатам можно сделать вывод, что величина износа поверхности образца сплава ВАЛ10 после лазерной обработки в растворе ПС составила менее 40 мкм, а на необработанном – 60 мкм. Коэффициент трения для обработанного образца при испытаниях незначительно превысил 0,8, а для исходного он был заметно выше 1 (рис. 4).

 

Рис. 4. Результаты испытаний на фреттинг-изнашивание исходного образца сплава ВАЛ10 (а)
и обработанного лазерным излучением в растворе полисиликата концентрацией 12 % (б):
1 – коэффициент трения; 2 – нагрузка; 3 – износ

 

Появление оксидных и карбидных составляющих в поверхностном слое после лазерной обработки должно повлиять на микротвердость. Было проведено исследование микротвердости поверхности образца из алюминиевого сплава ВАЛ10 с нанесенным оксидным покрытием на микротвердомере ПМТ-3М (ЛОМО, Россия). В качестве индентора использовалась 4-гранная алмазная пирамида Виккерса. Полученные результаты показывают, что средний размер диагонали отпечатка составил 50 мкм при нагрузке 0,196 Н и выдержке 15 с, что эквивалентно твердости 14,8 кг/мм2. Микротвердость исходного образца была определена тем же методом и составила 9,1 кг/мм2, т.е. ниже на 62,6 %, по сравнению с модифицированным образцом с покрытием. Образованием соединений более высокой твердости на поверхности алюминиевого сплава в сравнении с основным материалом можно объяснить и снижение коэффициента трения.

 

Заключение

Анализ модифицированной поверхности образцов алюминиевого сплава ВАЛ10 показал зависимость свойств поверхностного слоя от режимов процесса модификации. Изменение параметров лазерной обработки (частоты следования импульсов, коэффициента заполнения поверхности), а также концентрации и толщины слоя раствора над поверхностью образца позволяет регулировать величину воздействия и в конечном итоге – химический состав элементов образующегося покрытия.

В ходе исследования установлено, что лазерная обработка образцов сплава ВАЛ10 в растворе полисиликатов существенно влияет на их эксплуатационные характеристики, в частности повышает стойкость поверхности к истиранию и обеспечивает ее упрочнение.

 

Список литературы

1. Тарасова Т.В., Гвоздева Г.О., Тихонова Е.П. Перспективы использования лазерного излучения для поверхностной обработки цветных сплавов. Вестник МГТУ «Станкин». 2012;2(20):140–143. http://www.stankin-journal.ru/ru/articles/596

2. Witkin D.B., Patel D.N., Helvajian H. Surface treatment of powder-bed fusion additive manufactured metals for improved fatigue life. Journal of Materi Engineering and Perform. 2019;28:681–692. https://doi.org/10.1007/s11665-018-3732-9

3. Hatamleh M. I., Mahadevan J., Malik A. Prediction of residual stress random fields for selective laser melted A357 aluminum alloy subjected to laser shock peening. Journal of Manufacturing Science & Engineering. 2019; 141(10):101011. https://doi.org/10.1115/1.4044418

4. Смирнов С.В., Шандаров С.М., Каранский В.В. Принудительное лазерное наноструктурирование поверхности алюмооксидной керамики. Успехи прикладной физики. 2021;9(3):224–234. https://doi.org/10.51368/2307-4469-2021-9-3-224-234

5. Zhihao H., Wenjun W., Zelin M. Anti-icing ceramics surface induced by femtosecond laser. Ceramics Interna­tional. 2022;48(7):10236–10243. https://doi.org/10.1016/j.ceramint.2021.12.238

6. Сатаева Н.Е., Емельяненко К.А., Домантовский А.Г. Лазерная обработка алюминиевых сплавов для создания атмосферостойких супергидрофобных покрытий. Российские нанотехнологии. 2020;15(2):158–163. https://doi.org/10.1134/S199272232002017X

7. Jinliang Z.,Qingsong W., Dave B. A review of selective laser melting of aluminum alloys: Processing, microstructure, property and developing trends. Journal of Materials Science & Technology. 2019;35(2):270–284. https://doi.org/10.1016/j.jmst.2018.09.004

8. Кисель А.Г., Белан Д.Ю., Тодер Г.Б. Исследование возможности чистовой лазерной обработки заготовок из алюминиевого сплава Д16. Обработка металлов (технология, оборудование, инструменты). 2020;22(3):33–43. https://doi.org/10.17212/1994-6309-2020-22.3-33-43

9. Riveiro A., Quintero F., Boutinguiza M. Laser cutting of aluminum alloy Al-2024-T3. Procedia Manufacturing. 2017;13:396–401. https://doi.org/10.1016/j.promfg.2017.09.028

10. Куис Д.В., Волочко А.Т., Шегидевич А.А., Свидунович Н.А., Омелюсик А.В., Лежнев С.Н., Мухамедзянова Э.Р., Кузнецова О.Н. Композиционные материалы, полученные при обработке алюминиевого расплава лигатурами, содержащими углеродные частицы. Вестник Казанского технологического университета. 2014;17(18):143–145. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22480202

11. Shinkaryov A.S., Ozherelkov D.Y., Pelevin I.A. Laser fusion of aluminum powder coated with diamond particles via selective laser melting: Powder preparation and synthesis description. Coatings. 2021;11(10):1219. https://doi.org/10.3390/coatings11101219

12. Козлова А.А., Кузнецова В.А., Козлов И.А. Влияние длительных нагревов на свойства защитных покрытий для алюминиевого сплава системы Al–Si–Mg. Авиа­ционные материалы и технологии. 2019;2(55):74–80. https://doi.org/10.18577/2071-9140-2019-0-2-74-80

13. Mariappan T. Recent developments of intumescent fire protection coatings for structural steel: A review. Journal of Fire Sciences. 2016;34(2):120–163. https://doi.org/10.1177/0734904115626720

14. Саврай Р.А., Малыгина И.Ю., Макаров А.В. Влияние лазерного легирования порошковыми смесями Cu–Zn–Ti и Si–Cu на структуру и свойства литейного алюминиевого сплава. Обработка металлов (технология, оборудование, инструменты). 2019;21(4):70–84. https://doi.org/10.17212/1994-6309-2019-21.4-70-84

15. Wang P., Deng L., Prashanth K.G. Microstructure and mechanical properties of Al–Cu alloys fabricated by selective laser melting of powder mixtures. Journal of Alloys and Compounds. 2018;735:2263–2266. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2017.10.168

16. Tomida S., Nakata K. Fe–Al composite layers on aluminum alloy formed by laser surface alloying with iron powder. Surface and Coatings Technology. 2003; 174-175:559–563. https://doi.org/10.1016/S0257-8972(03)00698-4

17. Aboulkhair N., Everitt N., Maskery I. Selective laser melting of aluminum alloys. MRS Bulletin. 2017;42(4): 311–319. https://doi.org/10.1557/mrs.2017.63

18. Александров В.Д., Петрова Л.Г., Морщилов М.В. Лазерное легирование поверхностных слоев алюминиевых сплавов с целью повышения их износостойкости. Технология металлов. 2019;10:33–39. https://doi.org/10.31044/1684-2499-2019-10-0-33-39

19. Yiming C., Guochao G., Huijun Y. Laser surface alloying on aluminum and its alloys: A review. Optics and Lasers in Engineering. 2018;100:23–37. https://doi.org/10.1016/j.optlaseng.2017.07.006

20. Olakanmi E.O., Cochrane R.F., Dalgarno K.W. A review on selective laser sintering/melting (SLS/SLM) of alumi­nium alloy powders: Processing, microstructure, and pro­perties. Progress in Materials Science. 2015;74:401–477. https://doi.org/10.1016/j.pmatsci.2015.03.002

21. Quazi M.M., Fazal M.A., Farazila Y. Laser-based surface modifications of aluminum and its alloys. Critical Reviews in Solid State and Materials Sciences. 2016;41(2):106–131. https://doi.org/10.1080/10408436.2015.1076716

22. Шиганов И.Н., Самарин П.Е. Модифицирование поверхности алюминиевых сплавов карбидами кремния методом лазерного оплавления. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Машиностроение. 2012;5:62–68. http://engjournal.ru/articles/226/html/files/assets/basic-html/page1.html

23. Pratik S., Subhasisa N., Guanjun W. Surface property modifications of silicon carbide ceramic following laser shock peening. Journal of the European Ceramic Society. 2017;37(9):3027–3038. https://doi.org/10.1016/j.jeurceramsoc.2017.03.005


Об авторах

Д. Г. Калюжный
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова; Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Россия

Дмитрий Геннадьевич Калюжный – к.т.н., доцент кафедры «Физика и оптотехника», Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова; ст. науч. сотрудник Науч­ного центра металлургической физики и материаловедения, Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН

Россия, 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

Россия, 426067, г. Ижевск, ул. Татьяны Барамзиной, 34



М. В. Палабугин
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова
Россия

Михаил Вячеславович Палабугин – магистрант кафед­ры «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики»

Россия, 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7



И. Н. Бурнышев
Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Россия

Иван Николаевич Бурнышев – к.ф.-м.н., вед. науч. сотрудник Научного центра металлургической физики и материаловедения

Россия, 426067, г. Ижевск, ул. Татьяны Барамзиной, 34



В. Ф. Лыс
Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Россия

Василий Федорович Лыс – вед. инженер лаборатории материаловедения и термодеформационных процессов

Россия, 426067, г. Ижевск, ул. Татьяны Барамзиной, 34



В. И. Ладьянов
Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Россия

Владимир Иванович Ладьянов – д.ф.-м.н., гл. научный сотрудник, Научного центра металлургической физики и материаловедения

Россия, 426067, г. Ижевск, ул. Татьяны Барамзиной, 34



Рецензия

Для цитирования:


Калюжный Д.Г., Палабугин М.В., Бурнышев И.Н., Лыс В.Ф., Ладьянов В.И. Формирование керамического покрытия на поверхности алюминиевого сплава ВАЛ10 при лазерном модифицировании в растворе полисиликатов. Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. 2024;18(2):53-60. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2024-2-53-60

For citation:


Kalyuzhnyi D.G., Palabugin M.V., Burnyshev I.N., Lys V.F., Ladyanov V.I. Formation of ceramic coating on VAL10 aluminum alloy surface via laser modification in polysilicate solution. Powder Metallurgy аnd Functional Coatings (Izvestiya Vuzov. Poroshkovaya Metallurgiya i Funktsional'nye Pokrytiya). 2024;18(2):53-60. https://doi.org/10.17073/1997-308X-2024-2-53-60

Просмотров: 2846


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.


ISSN 1997-308X (Print)
ISSN 2412-8767 (Online)