Статья посвящена памяти выдающегося российского ученого – академика В.Н. Анциферова, внесшего значительный вклад в науку о материалах. Рассказывается об этапах становления ученого, истории создания крупнейшего в России Научного центра порошкового материаловедения как «школы Анциферова», о деятельности В.Н. Анциферова как директора этого Центра, профессора, заведующего кафедрой технического университета, академика РАН. Освещены важнейшие научные разработки ученого и руководимого им коллектива в области порошковой металлургии и материаловедения для авиакосмического комплекса, машино- и приборостроения, нефтедобычи и других отраслей промышленности.
Процессы получения и свойства порошков 
Самораспространяющийся высокотемпературный синтез 
Представлены результаты исследования механизма азотирования комплексного сплава – ферросиликоалюминия – в изотермических и неизотермических условиях. Показано, что процесс азотирования ферросиликоалюминия является сложным и многостадийным. Установлено, что при азотировании ферросплава первичным продуктом является AlN, затем синтезируется Si3N4 и образуются твердые растворы на основе Si3N4. Изучено влияние основных параметров самораспространяющегося высокотемпературного синтеза на скорость и степень азотирования ферросиликоалюминия. Выявлены критические параметры процесса горения.
Тугоплавкие, керамические и композиционные материалы 
Проведены термодинамические расчеты структурно-фазового равновесия в системе Ti–Si–C при температурах 1100– 1400 °C CALPHAD-методом. Представлены расчетные фазовые диаграммы данной системы. Установлено, что 100 % фазы Ti3SiC2 образуется при стехиометрическом соотношении компонентов. При отклонении содержания углерода или кремния в системе появляются карбид титана, дисилицид титана или карбид кремния. В исследованном температурном диапазоне температура практически не влияет на фазовый состав. Проведено сравнение расчетных данных с экспериментальным определением фазового состава образцов указанной системы после плазменно-искрового спекания механоактивированной порошковой композиции. На практике температура процесса и продолжительность высокотемпературной выдержки значительно влияют на фазовый состав конечного продукта, что связано с ограниченной скоростью твердофазных реакций при синтезе соединений. Полученные образцы имеют размер зерна 1–5 мкм и твердость 4–15 ГПа в зависимости от фазового состава.
Методами электронной микроскопии, рентгенофазового и энергодисперсионного анализов исследовано формирование структуры и свойств при инфильтрации, свободном и плазменно-искровом спеканиях в порошковых материалах «Cu – (12,5÷37,5 об.%) Ti3SiC2». Установлена независимость фазового состава композиционных материалов (КМ) от метода спекания и температуры в интервале 900–1200 °С. Особенностями формирования структуры КМ при спекании являются деинтеркалирование кремния из карбосилицида титана, образование твердого раствора углерода на базе силицида титана Ti5Si3(С), небольших количеств карбида титана, карбида кремния и силицида TiSi2. Увеличение концентрации Ti3SiС2 в КМ приводит к некоторому снижению электропроводящих свойств, но значительному повышению твердости, прочности и электроэрозионной износостойкости электродов из КМ для электроэрозионной прошивки.
Пористые материалы и биоматериалы 
Наноструктурированные материалы и функциональные покрытия 
Методом магнетронного распыления получены наноструктурированные многокомпонентные покрытия TiCaPCON–B c содержанием бора 7,4–15,0 ат.%. Показано, что все элементы равномерно распределены по толщине покрытий. Покрытия TiCaPCON–B имеют плотную колонную структуру с поперечным размером колонн менее 80 нм. Установлено, что введение бора приводит к изменению фазового состава покрытий, однако не оказывает существенного влияния на их морфологию. Основу покрытий TiCaPCON–B составляют фазы Ti(C, N), TiB2, BN и свободный углерод. Исследование механических свойств показало, что покрытия обладают относительно высокой твердостью (20–24 ГПа) и низким модулем упругости (213–231 ГПа). Они характеризуются гидрофильными свойствами, которые сохраняются в течение 24 ч выдержки на воздухе. В зависимости от содержания бора в покрытии, скорость его выхода в физиологический раствор составляет 17–24 мкг/(л·см2·сут). В экспериментах in vitro наблюдалось улучшение остеогенных характеристик покрытий с содержанием бора 12,7–15,0 ат.% на 30–40 % по сравнению с титаном.
Хроника 
ISSN 2412-8767 (Online)